(no subject)
homyndrik
пияпа = шляпа
бьякака = яблоко
жёржик = ёжик
мася = масло

и другие трудные слова, вроде пожалуйста, тетя марианна. стетоскоп...
Tags: ,

(no subject)
homyndrik
Ёж, 20 месяцев от роду, научилась говорить "люблю", словарный запас, но сперва анекдот:

Лара уговаривает сама себя:
- попа, тадись! тадись, попа! оооттак.


 photo IMG_9574.jpg



- лучше всего выговаривает и чаще всего использует Л. два слова: "ещё" и "всё"
- мамане = молодец
- лета = летать
- пит = спит
- ку = кушать
- бека = бегать
- кука = кукла
- гоа = голая (гоа кука)
- пак = парк
- гока = горка
- стакан
- ато = автобус
- та-то! = трактор
- ви = грузовик
- кран
- ипе = велосипед
- шлем
- блюблю = люблю
- боли = болит
- штаны
- овш = ковш (у экскаватора)
- йекем = нет, не буду
- где он?
- город
- коле = в школе (Где Гера? Гера в школе = Еа? Гдеон? Еа коле)
- ки = книга
- тадись = садись
- тавай = вставай
- оттак = вот так
- банан
- мыло
- моймой = моем-моем трубочиста
- пук

(no subject)
homyndrik
ребенку 1,5 года, словарный запас растет с каждым днем. все делает сама, учится одеваться, обуваться. сон - наконец - налаживается.

===

рассказываю - в который раз - сказку про репку, мол, выросла большая, дед тянет-потянет, бабка тянет-потянет, ...
Л. меня перебивает (хлопает по руке) - и начинает рукой загребать - показывает "экскаватор, экскаватор", ну, чего тянуть-то, если экскаватор это все может выкопать. и смеется, и книжку захлопывает.
ребенку полтора года, да. она уже знает, что такое экскаватор, что он делает и каким образом его можно использовать - если это не абстрактное мышление, то я уж и не знаю.

===

катает в саду коляску с куклой. я готовлю ужин. Л. пытается несколько раз заехать с коляской в дом, но я ее останавливаю:
- нет, нельзя, коляска грязная.
в конце концов, не выдерживаю и на очередную попытку огрызаюсь:
- Лара, ну что ж это такое, а-та-та, брысь отсюда с коляской.

Л. останавливается, смотрит на меня долго и вдумчиво, и показывает "больно" (сводит указательные пальчики), потом показывает на куклу и проводит пальчиком от глаза вниз по щеке: "плакать, грустно". то есть, я кукле больно сделала, обидела, и теперь она плачет.
я примерно там, где стояла, там и села.
Tags: ,

(no subject)
homyndrik
новые слова: Ежу 16 месяцев
- пупочек (показывает на пупочек) - ребенок буквально одержим рисованием, мы рисуем большую часть дня: нарисовала ей мальчика или девочку, она поставила точку на животе и показывает себе на живот: это пупочек
- помоги (стучит пальцами одной руки по раскрытой ладони другой руки) - если помощь нужна срочно, стучит чаще и быстрее )) то же самое с "больно"
- больно (сводит указательные пальчики) - это вообще был прорыв, теперь она рассказывает, когда болят зубы, голова или живот. если болит сильно, то видно по движению, например, если зубную боль терпеть совсем уже нельзя, то сразу понятно, и я уже просто даю обезболивающее. обычно хватает сопереживания. проверяла: если она показывает, что болят зубы, и я говорю "ой, бедный пузырь, у тебя болит голова" - тут же протест, мотает головой и показывает на зубы. до этого она регулярно кусалась во время еды, даже пару раз прокусывала сосок. после того, как научилась говорить "больно", и я сказала, что кусаться "больно", - не укусила больше ни разу. если видит, что я ударилась, всегда спрашивает, больно ли мне.
- где (разведенные руки, раскрытые ладони или "де")
- книжка (ладошки вместе и врозь, не размыкая рук)
- спасибо (проводит пальцами по подбородку, от губ вниз)
- пожалуйста (прижимает ладонь к груди)
- опа! - горка (когда она скатывается с горки, я говорю "опа!", вот откуда)
- кря-кря (утка, с великолепным рррр)
- слон (берет себя за нос и "вытягивает" его как хобот)
- обезьяна (стучит себя по груди и кричит у-у-у-у)
- жираф (поднимает голову и хлюрпает так, будто жираф, который ест что-то с ветки)
- пингвин (делает вид, что ныряет)
- лошадка (го-го)
- петух (ку-ку)
- курица (ко-ко)
- лебедь (шипит)
- машина (р-р-р-р)

ну и слова-слова:
- после "мама" и "папа" - третье слово "бэби"
- и четвертое на нидерландском "папи" - бумага - это по поводу рисования, то есть дай бумагу
- "пибо" - спасибо

что еще: помогает накрывать на стол, готовит со мной вместе (мешает все ложкой), сортирует мусор (прекрасно понимает где стекло, где бумага, а что в мусорное ведро надо выбросить), пьет воду из ванной, спускается по лестнице, рисует, рисует и еще раз рисует карандашами, пастелью, красками, мелками. никакого нытья и криков, потому что все получается объяснить, вообще уровень коммуникации невероятно высокий, Л. понимает все, причем на обеих языках! это видно по ее реакции, по той же реакции сразу понятно, если она не может разобраться в том, что услышала, и мы пытаемся объяснить проще. может выстраивать рассказы: про свои прогулки: были в парке, гуляли, видели сначала собаку, потом утку, потом лебедя.

теперь совсем невероятное: на прошлой неделе играли с ней в кубики, строили башню. она увидела на кубике петуха, там буква П и петух, кричит "ку-ку", потом берет кубик, где только буква П стоит и говорит опять: "ку-ку". то же со змеей, то есть узнает букву З без картинки змеи.


 photo IMG_8391.jpg
Tags: , ,

(no subject)
homyndrik
а вот и я с детьми, и дети с детьми, еще бы слова найти

 photo DSC_7849.jpg


 photo DSC_7851.jpg

(no subject)
homyndrik
вот вполне можно себе представить, какой она станет лет через 20-30

 photo IMG_8412.jpg
Tags: , ,

(no subject)
homyndrik
Ларисе исполнился год, это чудо-ребенок; она уже месяц как ходит (теперь уже бегает), поднимается по лестнице, ест все подряд и вовсю болтает.
вот ее активный словарный запас (понимает она гораздо больше, но это все слова, которые она говорит: или вслух, или языком жестов):

- привет (машет ладошкой)
- пока (сжимает и разжимает кулачок)
- нет (мотает головой)
- да (кивает)
- мама
- папа
- поцелуйчик (чмокает губами)
- мяу-мяу
- собака (сводит указательный и большой пальцы) или гав-гав
- птица (машет обеими руками)
- пииии (птенчик)
- рыбка (несколько раз открывает и закрывает рот)
- змея (несколько раз высовывает и прячет язык)
- молодец (хлопает в ладоши)
- наверх (вытягивает руку вверх)
- цветочек (втягивает носом воздух и выдыхает; когда я спрашиваю: кто мой цветочек? показывает на себя)
- я (тыкает указательным пальцем себе в грудь)
- Ла-а (Лара)
- глазик (указывает на глаз)
- нос (указывает на нос)
- рот (указывает на рот)
- ушко (дергает себя за ухо)
- голова (хлопает себя по голове)
- пузо (хлопает себя по пузу)
- купаться (водит руками по груди и пузику)
- музыка (растопыривает пальчики и крутит ладошкой)
- мячик (делает вид, что бросает мяч)
- горячо (дует)
- рычать (рычит)

а сегодня она играла в прятки, задрала юбку выше головы, потом опустила и говорит: "вот зазиса" (вот лариса; так мы играем: где лариса, где лариса: вот лариса)

ну и улыбаемся мы только по делу, конечно:

 photo IMG_7968.jpg

 photo IMG_7916.jpg
Tags: ,

(no subject)
homyndrik
это был очень важный, тяжелый год; нужно сделать какой-то перечень, что ли, бед и побед, чтобы потом не споткнуться о то же самое. гарантий это, конечно, не дает, но лучше, чем полагаться на память, которая уже сейчас, всего несколько месяцев спустя, подсовывает приукрашенные картинки.

январь: родилась Л. мы только что переехали, от постоянной беготни и перетаскивания мебели у меня несколько раз были ложные схватки, мы тихо надеялись, что Л. родится еще в 2014, но она упрямо дождалась нового года. в тот день я решила испечь ватрушек, и уже начала замешивать тесто, как у меня отошли воды. дальше все было не так, как хотелось, но в общем-то неплохо. так как воды были загрязненные, ребенка подключили к монитору, и я могла ходить только вдоль кровати, туда-сюда. о родах в воде и речи быть больше не могло. дежурный гинеколог (Л. решила родиться в воскресенье) сперва напугала меня до полусмерти, что открытия нет и воды загрязненные, в общем, будет кесарево. а потом, осмотрев, сказала, что все в порядке, скоро будем рожать. но прождали мы еще почти целый день, ничего, сидели, слушали Баха, рисовали открытки на рождение Л, болтали, смеялись. я хотела рожать без стимуляции, но через три часа мене все-таки поставили капельницу, потому что схватки были неэффективные. от обезболивания я отказалась; в какой-то момент стало довольно плохо, все засуетились, опять заговорили про кесарево, но в итоге гинеколог решила, что будем-таки рожать.
роды без обезболивания, когда ты все чувствуешь и голова не затуманена - это просто взрыв сверхновой. я родила за три или четыре схватки, в сущности, слишком быстро, и тут Л. лежит у меня в руках, ошарашенная. К. рассказывал потом, что от меня тепло шло, как от печки, он сидел у меня за спиной и крепко меня держал, так и у него майка была мокрая насквозь. в десять вечера мы выписались и поехали домой.

вот тогда все и началось. я знаю, что детей нельзя сравнивать, но я постоянно думаю: как же я с Геркой справлялась, просто не представляю. да, я была на шестнадцать лет моложе, и он спал лучше, но в остальном ведь условия были те же: ни родственников, ни друзей в помощь, все сама, кормила грудью, спал со мной в кровати - и все было нормально. ну было у меня и тогда пару срывов, но в основном на почве неприятия себя самой, а не на почве переутомления.

первый месяц Л. спала исключительно на мне. не рядом со мной, а буквально на мне. сперва мы - сколько ноги носили - таскали ее в слинге, поочередно. пока она была совсем мелкая, то спала по два-три часа и вполне себе беспробудно, можно было с ребенком на груди и посуду помыть, и поубирать, и поесть приготовить, К. даже мелкую какую-то мебель собирал, пока Л. у него в слинге висела. довольно быстро мы выяснили, что дом, в который мы переехали, построен таким чудесным образом, что слышно буквально все - что внутри дома, что в соседних домах. то есть вот, например, если Л. начинает плакать, то слышно ее ВЕЗДЕ. так и ходишь, качаешь, кормишь, качаешь, кормишь, лишь бы остальные дети спали... я то думала: положу ее рядом спать, захочет есть, без проблем, и дальше спать. не тут-то было. недели через три ходить мы оба устали, я приспособилась спать с ней сидя, положив ее на грудь и покачивая, я научилась качать даже во сне. еще через пару недель у меня начались такие боли в спине, что я едва могла двигаться.

я сейчас все это пишу, и кажется, что было так плохо, но не было, конечно. было трудно, но первый месяц был, в общем-то, самым легким. Л. оказалась смешным ежом, и гудела как паровоз, и временами рычала. у нее очень сильные мышцы, она спортсменка, моторика у нее развивается очень быстро. мы каждый день ходили гулять, было холодно, но прогулки шли и мне, и ей на пользу. К. вышел на работу после десятидневного отпуска, вот тогда стало, конечно, тяжелей, в основном все мелкие дела, вроде того, чтобы отнести ее в ванную, поменять памперс, переодеть. стараешься еще все остальное тоже успеть, убрать в доме, приготовить ужин, и сперва вроде все и получалось, но усталость накапливается. я стала злиться на всех, что шумят, что ничего дома не делают, а ведь у всех в доме был недосып и усталость, не только у меня. в какой-то момент я поняла, что уже месяц не спала дольше двух часов подряд - Л. ела кадые два часа, что днем, что ночью. меня стали мучить сомнения, все ли я делаю правильно и вообще понимаю я что-либо в детях или нет.

февраль: начались болезни. Г. - летний ребенок, к зиме у него уже иммунитет был приличный, к тому же мы с ним были вдвоем, других маленьких детей не было. у Л. две маленькие сестры (5 и 6 лет), которые из садика что только не приносят. Л. подхватила какой-то кишечный вирус и у нее больше двух месяцев подряд был понос. как это меня вымотало, просто слов нет. самое страшное в таких случаях - это обезвоживание. мы два раза оказывались в скорой, нас чуть не положили в больницу на третей неделе болезни, но как раз тогда Л., слава богу, пошла на поправку. все это время я прикладывала ее у груди чуть ли не каждые двадцать минут, как только попросит. и еще поила из шприца солевым раствором. вот это мучение, постоянные сомнения, постоянный страх, смеривание температуры, вялый, как тряпочка, ребенок, по два-три раза в неделю походы к педиатру - вот к этому я совершенно не была готова. до этого я жила в какой-то романтической уверенности, что если ты не куришь и не пьешь и кормишь грудью и спишь рядом с ребенком, то все будет в порядке. это не так. ты можешь выкладываться на полную катушку, выворачиваться наизнанку. а ребенку все равно будет плохо, мучительно плохо из-за какого-то дурацкого вируса.

понятно, да, что сон мой с двух часов сократился до двадцати минут примерно. ночью я просто вырубалась во время кормления, но довольно быстро оказалось, что так спать нельзя, потому что Л. тогда сосет все ночь, а молока у меня было удивительно много, и если Л. лежала у груди всю ночь, то утром ее рвало, потому что она переедала. вот и приходилось ребенка отнимать и прикладывать, и так всю ночь. по вечерам у Л. были пресловутые колики, она ревела по два, три часа подряд. как мы ее только не носили, не качали, что только не делали.

какой-то социальной жизни у меня - кроме больниц - не было вообще. а нет, вру, первые два месяца приходили еще две девочки на дом помогать с уборкой-готовкой, с ними можно было еще поболтать, немного пожаловаться. но жаловаться надо было, конечно, на себя. с тех пор как Л. заболела я ее даже папе не давала, она ревела постоянно, если не у меня на руках была. а я не переношу, когда дети плачут, у меня все внутри переворачивается, я должна утешить - вот и наутешалась. все остальные "друзья" исчезли из поля зрения, как только я перестала звонить или писать. но это, в принципе, всегда так и было, если я не ищу контакта, то никому не интересна, тем более, когда твои основные заботы - это дети и дети маленькие.

(no subject)
homyndrik
Гор понемногу продвигается в пространстве чужого языка. есть записи на русском и нидерландском, на радио и выступления, есть читатели и слушатели.

*

книги, которые раздала: какое-то безумное количество маленьких сборников стихов; трехтомник Пушкина - да, Пушкина уволила! помните тот советский мерзкий коричневый трехтомник, даже вот при виде корешков меня подташнивало - и не жалко, у меня теперь есть факсимильное издание сказок и Бориса Годунова, вот им и радуюсь; двухтомник Лермонтова - та же история; Войну и Мир, три тома, которые держала только для приличия; Братьев Карамазовых в виде отвратного покета с меленькими буковками на желтушной бумаге; даже Бабеля отдала, ростовского издательства, то же уродство, и Булгакова. еще несколько нечитабельных переводов каких-то классиков и кучу справочной и литературоведческой писанины. словари почти все отдала, осталось четыре: толковый Даля, оксфордский англ-рус, и нид-рус, рус-нид.

все, каждая книга, что стоит у меня теперь на полке - радует душу. каждую хочется взять, приласкать, убаюкать.

*

Ёж делает первые шаги. у меня от счастья просто голова кругом.
еще она научилась языком жестов говорить "собака" и "цветок" и за столом показывать, что хочет есть (у нас демократия, и младенцы едят то же, что и взрослые, а не всякие пюре и проч.). сколько этот ребенок уминает за день, просто невероятно, вот сегодня: манная каша, козий сыр с пажитником сенным, хурма, банан, груша, оливье, мюсли и еще три-четыре кормления грудью. очень смешно, когда она видит на столе что-то из любимой еды: она начинает раскачиваться в стуле и махать руками и кричать "иииии" - чтобы ее не забыли, не обошли-то. попробуй тут обойти, ага.
Tags:

(no subject)
homyndrik
и борьба, постоянная борьба с собственным эго. когда вдруг начинаешь подсчитывать, сколько ты чего сделала, где себя пожертвовала лишний раз. за всеми убрала, еду приготовила, посуду помыла, себя не забыла? и прям горло сжимает иногда, как себя жалко! как на себя времени никогда не хватает. на самом деле, ощущение недостатка возникает только если живешь урывками. тут урвала десять минут Карвера дочитать, там урвала две минуты лицо кремом намазать, здесь урвала полчаса с ребенком поиграть. и если уйти в эту волну спешки, то никакого удовольствия уже нет, ни от чтения, ни от игр, а растет такой внутренний упырь, грызун такой, который тебя понемногу ест, пока не вызверишься - на близких, конечно. а это недопустимо, они не виноваты в том, что ты свое время выстроить не можешь или не умеешь так, чтобы это время не терять на гонки со временем же.

*

так и учишься, на себе, на детях, на друзьях. то есть, друзей уже и нет почти. есть Ф., которому я стараюсь звонить, но который никогда не звонит мне; есть М., которой я отзваниваюсь раз в неделю, но которая мне звонит только если ей что-то нужно. есть еще Ю., который появляется примерно каждое полнолуние, но он не друг, а вообще непонятно что, тут я до сих пор не разобралась.
вот и все.

после стольких лет болезни, наверное, и немудрено растерять всех друзей и знакомых. но итог довольно печальный, особенно если верить тому, что чем старше ты становишься, тем сложнее заводить новые знакомства. я бы не сказала, что заводить знакомства сложно, скорее, поддерживать отношения становится сложнее. да и мне с собой никогда скучно не было, так что теперь, в полной памяти и рассудке, без прежнего морфинового тумана в голове, мне с собой есть о чем поговорить, над чем посмеяться или погрустить.

*

длительные медитации: вопрос в том, что происходит, когда ты исчезаешь полностью? ощущения потом почти экстатические, но грызун грызет: куда вдруг два часа моей жизни verschwunden?

*

собираю деньги на двуязычное издание Целана (нем - нид) и письменный стол из grüne erde, очень долгосрочные проекты, учитывая мои нынешние доходы. но ведь надо к чему-то и материальному стремиться!
Tags:

?

Log in